Водитель снял тонировку при инспекторе ГИБДД, а тот все равно выписал штраф, причем без каких либо замеров светопропускаемости. Казалось бы – беззаконие, но спор дошел до Верховного суда и водитель это дело проиграл.
Предметом рассмотрения Верховного суда стало дело автомобилиста из Калининграда, которого инспектор ГИБДД оштрафовал за слишком тёмные передние стёкла. При этом протокол был составлен не по статье о тонировке (12.5.3.1 КоАП), которая предусматривает обязательные замеры светопропускаемости стекла, а по статье 12.5.1 — о неисправностях, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля. По обоим статьям штраф составляет 500 рублей.
Водитель снял тонировку и думал, что штрафа не будет, ведь все убрано, но нет, штраф в 500 рублей был назначен.
Нарушение правил тонировки действительно можно классифицировать по двум статьям: одна из которых нормирует светопропускаемость, а вторая запрещает установку предметов и покрытий, препятствующих обзору. Чтобы избежать замеров светопропускаемости и не получать запрет на эксплуатацию автомобиля до устранения неисправности, многие водители стали использовать разные виды быстросъёмных плёнок — и все они попадают под статью о предметах, ограничивающих обзор. В рассматриваемом нами деле суд признал законным тот факт, что инспектор на глаз зафиксировал наличие помехи для обзорности и наказал водителя не за тонировку как таковую, а за эксплуатацию машины с нарушениями. Согласно постановлению правительства, инспектору для этого действительно достаточно визуально оценить состояние автомобиля и никаких приборов не нужно.
Водитель, передвигаясь на автомобиле, использовал на передних стёклах специальную плёнку, которую снял на месте. Инспектор визуально зафиксировал этот факт и отобразил его в протоколе об административном правонарушении, на основании чего вынес постановление о штрафе в 500 рублей (ст. 12.5.1 КоАП РФ). И никакими доказательствами действия и слова инспектора под сомнение поставлены не были.
Почему одного протокола инспектора было достаточно, чтобы оставить штраф в силе? По логике судов, инспектор ГИБДД является непредвзятым лицом, поскольку личной выгоды от назначения водителю наказания он не имеет. Штраф перечисляется в бюджет, а не на счёт инспектора. Кроме того, инспектор может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за служебный подлог, поэтому для него нет смысла писать в протоколе неправдивую информацию.
Водитель же наоборот стремиться избежать назначения штрафа, поскольку понесет затраты, поэтому прямо заинтересован в исходе дела и может исказить факты для своей выгоды.
Так, государство пытается бороться с разными хитростями вроде электрохроматической тонировки, так называемыми двойными стёклами и шторками на окнах. Поэтому снятие тонировки на месте не позволит избежать штрафа, помните об этом.