Зампред Центрального банка России рассказал о новом механизме возмещения банком похищенных мошенниками денежных средств со счетов. Как это будет работать и когда начнет действовать?
За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести.
Еще летом уже были приняты мер по борьбе с мошенниками, подписан закон, который обязывает банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента.
Теперь же кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня. Как объяснял автор законопроекта, в этот период клиент обычно осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал и которую совершили без его добровольного согласия.
То есть впервые вводится механизм возмещения банком похищенных денег, если его антифрод-системы некачественно сработали и допустили перевод.
Данные правила начнут действовать с 25 июля 2024 года.
Поскольку у банков появилась такая нелегкая ответственность по возмещению всех средств, которые они не смогли уберечь от мошенников, то есть риск, что банки просто начнут массово блокировать абсолютно все подозрительные операции.
Однако зампред Банка России уверяет, что такое не произойдет: «Законом четко предусмотрены случаи, при которых банк должен приостановить перевод».
«Первый случай, когда он видит, что операция подпадает под признаки мошенничества. Например, клиент совершает нетипичные транзакции — крупные переводы в ночное время, причем с нового устройства. Банк вправе спросить у клиента, действительно ли он сам совершает перевод и не находится ли под влиянием злоумышленников. Если, несмотря на предупреждение, человек настаивает на переводе, то банк обязан исполнить транзакцию».
«Во втором случае, когда счет получателя содержится в нашей базе, финансовая организация обязана на два дня приостановить перевод, даже если клиент настаивает. Если после двух дней человек не отменил перевод на этот же мошеннический счет, то банк обязан исполнить операцию. И в этом случае он освобождается от финансовой ответственности».
Однако, новые правила о возмещении касаются лишь хищения средств без участия клиента, то есть ситуаций, когда он не давал мошенникам доступ к своим деньгам: не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль. То есть когда мошенники пытаются иным способом «взломать» ваш счет, без попыток получить информацию лично у вас путем уловок и обманов. Большая часть мошеннических схем как раз таки и происходить путем обмана владельца счета, когда он сам сообщает коды и номера, но за них банк не отвечает.
Единственная помощь от банка в таких случаях – это заморозка операции на 2 дня, когда человек сможет обмыслить, куда он переводит деньги.
Зампред ЦБ Герман Зубарев отметил, что механизм возмещения банками финансовых потерь клиентам имеет целью мотивировать кредитные организации перестроить и улучшить свою работу таким образом, чтобы успешных хищений практически не было.