Магазины всегда несут большие риски, поскольку это бизнес, предпринимательская деятельность, финансовые потери, связанные с испорченными товарами, по которым истекли сроки годности, некачественным хранением, повреждением продукции в ходе выставления ее в торговых залах, лежат на магазине и это вполне логично. Но что, если товар разбит, поврежден или вовсе уничтожен покупателем, кто в таком случае отвечает за произошедшее?
Когда покупатели проходят межу рядов с продукцией, то могут задеть какой-либо товар и уронить его, причем так, что товар становится непригодным для дальнейшей продажи. Например, роняют стеклянные бутылки, которые впоследствии разбиваются, какие-нибудь технические устройства, целостность которых нарушается после падения и тому подобное.
Часто встречаются случаи, когда магазин требует оплатить испорченный товар, поскольку именно после ваших неосторожных движениях он разбился, законное ли это требование со стороны продавца? Однозначного ответа нет, все зависит от ситуации, разберемся подробнее.
По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ, но наш случай к этому не относится.
Отсюда напрашивается вывод, что вроде бы лицо, разбившее в магазине товар, должно возместить ущерб. Однако не стоит быстро спешить с ответом. Действительно, лицо, причинившее вред другой стороне, обязано нести соответствующую ответственность, которую в гражданском праве принято называть деликтной.
Наступление деликтной ответственности зависит от наличия следующих обязательных условий:
-противоправное поведение причинителя вреда;
-причинно-следственная связь между противоправным действием и причиненным вредом;
-вина.
Чтобы покупатель возместил ущерб, необходимо наличие всех вышеуказанных условий.
Поэтому, если утрата или повреждение товара в магазине произошли в результате виновных действий покупателя, когда товар был испорчен намеренно, специально, то вред подлежит возмещению по общим правилам о возмещении вреда.
При возникновении ситуации, когда покупатель не по своей вине повредил какие-либо товары, он освобождается от возмещения вреда. То есть, если вы шли мимо рядов и случайно что-то задели и товар разбился, то в этом нет вашей вины, соответственно нет и ответственности.
Магазин должен сам заботиться о сохранности товаров, располагать их таким образом, чтобы избежать случайных факторов повреждения, это относится к предпринимательским рискам магазина
Однако, если магазин настаивает на возмещении вами испорченных товаров, хотя вы не согласны, то они не могут вас принудить к оплате каким-либо образом, это нарушает ваши права, взыскание допустимо только в судебном порядке.