Гражданин имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем. Данный статус предоставляет человеку такие права, что при их нарушении виновник заплатить вам вдвойне.
При приобретении товара или оказании услуги потребитель заведомо считается слабой стороной, поскольку это физическое лицо, гражданин, а тот, кто продает товар или оказывает услугу – организация или индивидуальный предприниматель, которые считаются профессиональными участниками рынка. Чтобы избежать данного дисбаланса потребителю предоставлено обширное количество прав.
Например, отказ от договора в любое время с возвратом уплаченных средств, замена плохого товара качественным, бесплатный ремонт некачественного товара, право получать всю необходимую информацию о товаре (услуге) и т.д.
В том случае, если продавец не выполняет ваши законные требования в добровольном порядке, например, о замене товара или возврате денежных средств, то в суде потребитель в вправе:
— требовать уплаты неустойки в размере 1 % для товаров и 3% для услуг за каждый день просрочки исполнения вашего требования до момента полного его исполнения;
— требовать компенсации морального вреда;
— судебный штраф за неисполнение требования о возврате денежных средств в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
По итогу потребитель получает в два, а то в и три раза больше, чем приобретенный товар (услуга).
Загвоздка в том, что продажа товаров и услуг осуществляется не только организациями и ИП, но и самозанятыми. Можно ли требовать с них то, что по закону может требовать потребитель с организаций?
Самозанятые до сих пор отсутствуют в Законе о защите прав потребителей, поэтому споры с ними можно решать только в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, где за нарушенное право потребитель получит в разы меньше.
Союз потребителей России предложил Роспотребнадзору решить вопрос с ответственностью самозанятых перед покупателями. А именно — включить услуги этих работников в закон «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП), что позволит их наказывать в судебном порядке за обман людей.
Жалобы граждан на самозанятых составляют половину обращений: люди часто сталкиваются со злоупотреблением доверием.
В Союзе потребителей России описывается такая типичная схема при ремонте устройств: потребителю при приеме заказа или при первой диагностике техники объявляют низкую стоимость ремонта. После этого гаджет забирают на углубленную проверку, которую проводят без потребителя. Позже по телефону человеку сообщают, что найдены новые неисправности, а цена ремонта выросла в разы. Люди вынуждены соглашаться на оплату. Конкретно в этом случае речь идет о предоставлении недобросовестной информации.
Глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов уверен: поскольку самозанятые осуществляют предпринимательскую деятельность при продаже своих товаров и услуг потребителям, было бы логично включить их в сферу действия профильного закона. Это упростит гражданам процесс защиты прав, в том числе в судебном порядке, отметил он.
Для защиты потребителя не должно быть разницы, кто продает товар или оказывает услугу, это не может лишать его повышенных гарантий.
Поэтому, обращайте внимание у кого вы покупаете или принимаете услугу, отношения с организацией или ИП дадут вам больше защиты, чем с физическим лицом или самозанятым, поскольку законодателем вопрос по их ответственности в рамках закона о защите прав потребителей не решен.