Звонки от коллекторов это отдельная боль граждан, поскольку они бывают настолько назойливы и грубы, что начинает выходить за рамки закона. Отдельного внимания заслуживают звонки по кредиту другого человека, что раздражает даже больше, чем звонки по личным долговым обязательствам. Есть ли на коллекторов какая-то управа, предусмотренная законом?
Как правило, если у кредитора не получается связаться с должником, то он звонит по номерам, которые последний оставлял в анкете или заявке на кредит, где и может оказаться ваш номер телефона. Либо возможен иной вариант из-за которого вам звонят по чужим долгам – раньше ваш номер телефона принадлежал иному лицу, который не выплачивает кредиты.
Взаимодействие должников и кредиторов регулируют Федеральные законы «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Кредиторы имеют право осуществлять телефонные звонки с целью побудить должника к возврату просроченной задолженности только с согласия самого должника или любых других лиц, действующих от его имени и (или) в его интересах.
Если вам звонят по чужому кредиту, общайтесь вежливо, предупредите, что записываете разговор, спросите ФИО и должность того, кто звонит, сообщите, что не имеете связи с должником и/или вовсе его не знаете, и попросите удалить номер из базы и больше не беспокоить. Это срабатывает, но, к сожалению, не всегда.
Отсутствие волеизъявления должника или лиц, действующих в его интересах, делает осуществление таких телефонных звонков незаконным.
При общении с должником или третьими лицами коллекторы обязаны:
— представляться и называть организацию, которая является кредитором;
— звонить в рабочие дни с 8 до 22 часов, а в выходные и праздничные — с 9 до 20 часов;
— звонить не более раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.
Если ваши просьбы прекратить звонки не работают, то необходимо действовать следующим образом:
§ Выясните название банка или микрофинансовой организации, в которых оформлен кредит, и/или коллекторского агентства, которому передан долг.
§ Запишите ФИО и должность того, кто звонит.
§ Напишите заявление о несогласии на взаимодействие с вами по чужому кредиту. Отнесите его в банк, МФО или коллекторское агентство либо направьте почтой.
§ Если звонки после этого не прекратятся, напишите жалобы в Центробанк, прокуратуру, Роспотребнадзор.
На самом деле очень сложно привлечь к ответственности такие организации, особенно если звонки осуществляются по чужому кредиту и вы не знаете в какой он кредитной организации или коллекторов, а звонящие не сообщают данную информацию.
Запись разговора с такими лицами (только с предупреждением об этом) может помочь при обращении в суд, например, о взыскании морального вреда, где возможно будет предоставить запись, как доказательство.
Обратите внимание на судебную практику:
«Истец Семенова И.И. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Феникс» с требованием о взыскании с ответчика морального вреда, компенсации причиненного вреда здоровью в размере 80 000 руб, мотивируя свои требования тем, что длительное время истец подвергалась психологическому давлению со стороны ответчика посредством телефонных звонков и СМС-сообщений незаконными требованиями оплатить кредитный договор, сопровождаемым угрозами лишить истца пенсии, квартиры, встреч с коллекторами и т.п.» (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 мая 2022 г. по делу N 33-14100/2022).